15 мая 2019 годав г. Горно-Алтайске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция ««Реализация предметных Концепций как ресурс повышения качества общего образования».

        Организатором конференции выступил БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» при поддержке Министерства образования и науки Республики Алтай.

        Конференция проводилась с целью  обсуждения опыта, проблем и перспектив реализации предметных Концепций (программа коференции).

        В конференции приняло участие свыше 200 человек из всех муниципальных образований и образовательных организаций Республики Алтай, в том числе представители муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагоги. В числе участников конференции были представители ведущих издательств («Просвещение», «Русское слово», «Российский учебник»), Алтайского  института развития образования им. А.М. Топорова, педагоги школ Алтайского края. 

        В результате анализа опыта работы по реализации предметных Концепций в общеобразовательных организациях Республики Алтай, представленного на пленарном и секционных заседаниях Конференции выработаны следующие рекомендации:

 

Секция №1.         Управленческие механизмы реализации предметных концепций:

- организовать системную работу по подготовке к внедрению системы аттестации руководителей и новой модели аттестации педагогов общеобразовательных организаций через проведение оценочных процедур уровня профкомпетенций в рамках регионального проекта «Учитель будущего» (Минобрнауки РА, ИПКиППРО РА, МОУО, ММС);

-  ввести в 2019-2020 учебном году практику проведения Единых методических дней по актуальным вопросам реализации предметных концепций на базе муниципальных образований (ИПКиППРО, МОУО, ММС);

- формировать на едином образовательном портале Республики Алтай  региональный электронный банк данных педагогических практик, технологий, методик по вопросам внедрения предметных Концепций (РЦОКО, ИПКиППРО РА, ММС).

 

Секция №2.         Эффективные практики реализации Концепции развития математического образования:

- проводить адресную работу с общеобразовательными организациями и учителями, показавшими низкие результаты мониторинга учебных достижений обучающихся по математике (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- организовать работу по методической поддержке молодых учителей математике (со стажем до 5 лет) для совершенствования их профессиональных компетенций в предметной области «Математика и информатика» (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся через учебно-практическую деятельность с использованием современных педагогических технологий (ИПКиППРО РА, МО, ОО);

- обеспечить информационную доступность к методическим и практическим материалам, способствующим повышению качества преподавания школьного курса  математики (ИПКиППРО РА, ММС).

 

Секция №3.         Повышение профессиональной компетентности учителя-словесника в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы:

- активно транслировать успешный опыт развития познавательного интереса обучающихся, включая: проектные и исследовательские практики; задания по работе с текстами, посвященными актуальным для  школьников проблемам; тренинговые практики по решению коммуникативных задач. (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- разработать и внедрить в практику  проведение внутришкольного комплексного анализа качества творческих и исследовательских работ  с целью развития письменной речи обучающихся путем взаимодействия учащихся, родителей и педагогов (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

-  апробировать в 2019-2020 учебном году практику проведения республиканской олимпиады для учителей русского языка с учетом опыта Омской области (ИПКиППРО РА, ММС).

 

Секция №4.         Инновационные подходы и достижения в реализации Историко-культурного стандарта в образовательной практике:

-  организовать системную работу по формированию у школьников умений работать с информацией, представленной в различных знаковых системах, логико-аналитических и регулятивных действий, уделяя внимание воспитательному компоненту в практике изучения школьного курса истории и обществознания (ИПКиППРО РА, МО, ОО);

- развивать практику формирования личностной позиции школьников, ценностного отношения к изучаемым историческим явлениям на основе использования эффективных способов оценки личностных и метапредметных образовательных результатов (ИПКиППРО РА, МО, ОО);

- шире использовать в изучении школьного курса истории и обществознания материалы по региональной и этнокультурной составляющей через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, путем выстраивания  «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей национальной, мировой и локальной, между историей государства, общества и отдельных людей (ИПКиППРО РА, МО, ОО).

 

Секция №5.         Актуальные вопросы преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях внедрения предметных концепций:

- провести анализ кадрового,  учебно-методического и материально-технического обеспечения преподавания предметов естественнонаучного цикла с целью определения факторов, влияющих на качество результатов государственной итоговой аттестации обучающихся (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- организовать профессионально-общественное обсуждение проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология. Химия» (РУМО, ИПКиППРО РА, МО РУМО);

 - содействовать трансляции инновационных практик по естественнонаучной направленности, включая участие педагогов и обучающихся в  межрегиональных мероприятиях, направленных на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности (ИПКиППРО РА, МО, ОО).

 

Секция №6.         Организационно-методические модели и современные практики коммуникативного иноязычного образования:

- обеспечить оптимальные условия для изучения иностранных языков в общеобразовательных организациях Республики Алтай, включая кадровые, материально-технические и учебно-методические (МОУО, ОО);

- совершенствовать систему  контроля и оценки достижения результатов обучения иностранным языкам через внедрение современных способов формирования и оценивания межкультурных и коммуникативных компетенций обучающихся (ИПКиППРО РА, МО, ОО);

- внедрять в практику  проведение культурно-образовательных мероприятий, направленных на повышение мотивации обучающихся к изучению иностранных языков и  развитие  профессиональных компетенций педагогов (ИПКиППРО РА, МО, ОО).

 

Секция №7.         Система технологической подготовки как ресурс осознанного самоопределения школьника:

- провести профессионально-общественное обсуждение Концепции преподавания предметной области «Технология» с целью определения основных направлений по созданию условий ее реализации (ИПКиППРО РА, ММС);

- развивать вариативность технологической подготовки в соответствии с интересами обучающихся; интеграцию с дополнительным образованием технического и естественнонаучного направления, ориентацию на проектные формы учебной деятельности (МО, ОО);

- организовать серию семинаров-практикумов (вебинаров) по проблемам реализации Концепции предметной области «Технология» с привлечением представителей ведущих издательств (ИПКиППРО РА, ММС).

 

Секция №8.         Модернизация содержания и технологий преподавания физической культуры и ОБЖ в соответствии с требованиями предметных Концепций:

- обеспечить внедрение научно-обоснованных подходов к содержательной составляющей преподавания учебных предметов «Физическая культура» и «ОБЖ» и внеурочных занятий с обучающимися (ИПКиППРО РА, ММС);

- определить в числе приоритетных задач реализации Концепций преподавания учебных предметов «Физическая культура» и «ОБЖ» развитие оздоровительно-воспитательных аспектов и технологий построения занятий с обучающимися (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- расширять возможности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательных организаций в решении проблем воспитательного плана, используя организацию массовых спортивно-оздоровительных мероприятий (сборы, слеты и др.) как форму и средство социализации и индивидуализации (ОО).

 

Секция №9.         Современные тенденции развития школьных библиотек:

  - активизировать работу по приданию школьным библиотекам статуса информационного-ресурсного центра, обеспечивающего информационно-  методическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС (ИПКиППРО РА, ММС);

- предусмотреть меры по укреплению материально-технической базы школьных библиотек, обеспечивающей доступ к электронным образовательным ресурсам, возможность осуществления обучающимися и педагогами активной информационно-поисковой деятельности в рамках образовательного процесса (МОУО, ОО);

-принять меры для пополнения информационных ресурсов школьных библиотек с учетом требований ФГОС и потребностей обучающихся с ОВЗ в специальной учебной и художественной литературе (МОУО, ОО).

 

Секция №10.       Новые задачи и дидактические ресурсы развития дошкольного и начального образования:

- создавать благоприятные условия для развития всех детей с различными стартовыми возможностями, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья (МОУО, ОО);

- расширять внедрение в практику новых способов, методов и форм эмоционально личностного включения ребенка в воспитательно-образовательный процесс, активного сотрудничества с родителями (ИПКиППРО РА, ММС, ОО);

- организовать обобщение опыта педагогов по применению системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе, основой которого является создание учебного сотрудничества учащихся (ИПКиППРО РА, ММС);

- инициировать проведение региональной олимпиады для обучающихся начальной школы, конкурса детских исследовательских проектов (ИПКиППРО РА, РЦДО, ММС).

 

Пленарное заседание

Работа секций  по осуждению опыта, проблем и перспектив реализации предметных Концепций

 

Семинары представителей ведущих издательств

       

Подведение итогов