Региональное отделение «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Республики Алтай» (АССУЛ РА) насчитывает 85 человек.
Основные направления деятельности АССУЛ РА в 2017 году:
- методическая
- информационная
- аналитическая
- организационная.
Исходя из общих направлений работы АССУЛ РА, в 2017 году была поставлена цель: совершенствование компетентности учителя русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы.
Задачи:
- создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания литературы и русского языка;
- повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсов повышения квалификации, вебинаров, выставок, конференций, круглых столов, посвященных актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы;
- определение путей работы по повышению результатов итоговой аттестации обучающихся.
В ходе реализации данных задач в 2017 году членами регионального отделения «Ассоциация учителей литературы и русского языка Республики Алтай» была проделана следующая работа:
С целью создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания литературы и русского языка, создан информационно-методический раздел АССУЛ РА на сайте бюджетного образовательного учреждения Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» (БУ ДО РА «ИПКиППРО РА»).
Исследования профессиональных компетенций, проведённые в 2016 году, показали недостаточно сформированную предметную, методическую, профессиональную (особенно оценочную) компетентности учителей русского языка и литературы. При выполнении заданий проверялись базовые знания и умения, способность транслировать их при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку. В связи с этим, в 2017 году в республике проведена большая работа, направленная на совершенствование данных компетенций.
В течение года повысили свою профессиональную компетентность во время курсовой подготовки в бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Республики Алтай (БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА») 25% учителей русского языка и литературы. На курсах повышения квалификации рассматривались вопросы, по которым затруднилось большинство учителей.
Вопросы, связанные с подготовкой обучающихся к ГИА по русскому языку, находились в центре внимания АССУЛ РА (и БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»):
- разработана дополнительная программа «Организация работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)»;
- в заочную (дистанционную часть) включён модуль по трудным темам русского языка и литературы и модуль, связанный с подготовкой к ГИА по русскому языку;
- в курсовую подготовку для обучения педагогов экспертной работе привлекались эксперты по проверке и оцениванию работ учащихся по ГИА по русскому языку и литературе;
- в программы стажёрских площадок включались темы, связанные с подготовкой обучающихся к ГИА: посещение уроков по темам ГИА, мастер-классы и круглые столы. Так, в 2017 году можно отметить эффективную работу следующих стажёрских площадок:
- МБОУ «Лицей № 6 г. Горно-Алтайска» (Уроки показали 4 урока, мастер-класс); МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г. Горно-Алтайска» (4 урока);
- МБОУ «Кызыл-Озёкская СОШ». (4 урока, круглый стол); МБОУ «Майминская СОШ №3» (2 урока, 2 мастер-класса);
- МОУ «Турочакская СОШ» (4 урока, 6 мастер-классов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ).
Наряду с традиционными формами (курсы, семинары, конференции, круглые столы, педагогические выставки) успешно апробирована альтернативная форма повышения квалификации – обучающие вебинары по подготовке к ГИА по русскому языку (особенно востребованные для отдалённых районов республики), которые проводили члены АССУЛ РА:
- Методика работы с текстом при написании сжатого изложения
- Актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к ГИА
- Методика подготовки учащихся к написанию итогового сочинения
- Итоговое устное собеседование.
В работе АССУЛ РА в 2017 году большое внимание уделялось методике обучения детей с ОВЗ: постоянно обсуждались вопросы по работе с такими детьми на заседаниях АССУЛ РА. Члены АССУЛ РА приняли участие в региональном семинаре «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной программе в ходе реализации ФГОС ОВЗ» (06.09.2017г.); в межрегиональном научно-практическом семинаре (12-15 июля 2017 года) в г. Барнауле по теме «Из опыта работы учителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (Ошлыкова В. И., преподаватель кафедры общего образования БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА», Виселёва Л. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 г. Горно-Алтайска», Байжигитова С. Г., зав. кафедрой русского языка и литературы БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса».
Участие учителей русского языка и литературы в межкурсовых научно-практических конференциях способствовало диссеминации передового педагогического опыта. Всего в 2017 году из 450 учителей русского языка и литературы более 20% приняли участие в научно-практических конференциях.
Профессиональному росту филологов способствовали всероссийские и региональные конкурсы профессионального мастерства. В 2017 году в республиканских заочных конкурсах, организованных БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА, приняли участие 39 филологов: «Моя малая родина – лучшая на Земле»; «За веком - век, за словом – слово» (посвящается писателям, поэтам - юбилярам 2017 года Республики Алтай) (участников АССУЛ РА - 18%).
В Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2017г. приняли участие 10% учителей русского языка и литературы. Представление эффективного педагогического опыта через различные активные формы методической работы (мастер-классы, семинары-практикумы, открытые уроки, круглые столы, презентации достигнутых результатов) способствовало профессиональному саморазвитию, освоению современных образовательных технологий, дали новый импульс к переосмыслению своей деятельности.
Члены АССУЛ РА в 2017 году являлись организаторами всероссийских и межрегиональных конкурсов обучающихся:
- в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений (сентябрь-октябрь 2017 г.) – 51 участник из 22 образовательных организаций;
- в межрегиональном конкурсе сочинений «С книгой по жизни» (региональный этап Конкурса – с 15 декабря до 15 января 2017 года) – 21 образовательная организация;
- во всероссийском конкурсе «Словарный урок» в рамках всероссийского мероприятия «День словаря» (август - сентября 2017 года) - 10 образовательных организаций;
- во Всероссийском конкурсе эссе «Подними голову, и ты увидишь небо!», посвященного выходу в открытый космос космонавта Алексея Архиповича Леонова (март 2017 года) – 7 образовательных организаций;
- в Международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант».
Ежегодно педагоги-филологи участвуют в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на получение денежного поощрения. Победителем ПНПО 2017 года в Республике Алтай стала учитель русского языка и литературы МБОУ «Кызыл-Озёкская СОШ» Сафронова Светлана Николаевна, член АССУЛ РА.
В 2017 году состав участников АССУЛ РА пополнился преподавателями кафедры русского языка и литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет». Преподаватели Горно-Алтайского государственного университета активно привлекают студентов к участию в мероприятиях по развитию русского языка. Так, 6 июня в День русского языка в Республике Алтай рядом с бюстом поэта состоялось художественное чтение лирики А.С. Пушкина. Прозвучали пушкинские строки на китайском, алтайском, немецком, французском, монгольском, казахском, таджикском, кыргызском, английском и русском языках.
В сентябре 2017 года в Горно-Алтайском государственном университете проходила XII Международная научно-практическая конференция «Макарьевские чтения», посвященная памяти известного русского миссионера, основателя Алтайской духовной миссии прп. Макария (Глухарева). Прозвучали доклады, посвященные различным аспектам церковной истории.
20 октября состоялось празднование Дня алтайского языка в Республике Алтай. Этот праздник отмечается с 2014 года в день рождения алтайского поэта, писателя, классика алтайской литературы Лазаря Кокышева. В Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова произошло возложение цветов к памятнику Л.В. Кокышева. На мероприятии присутствовали известные писатели и поэты Республики Алтай, литераторы Б. Бедюров и П. Самык рассказывали о Л. Кокышеве. После возложения цветов к памятнику прошли традиционные краеведческие чтения, посвященные писателям-юбилярам 2017 года: М.В. Чевалкову, П.В. Кучияку, П.А. Чагат-Строеву, И.П. Кочеву, Я.Т. Бедюрову, А.О. Адарову, А.Я. Ередееву, Б.Я. Бедюрову, К.Ч. Телесову, Б.Т. Самыкову.
3 ноября 2017 г. в Республике Алтай прошла масштабная акция «Большой этнографический диктант», целью которой являлось определение и повышение уровня этнографической грамотности населения. Горно-Алтайский государственный университет стал одной из 5 площадок г. Горно-Алтайска для проведения данного мероприятия. В образовательной акции приняли участие 120 студентов и преподавателей. Участникам были предложены одинаковые по уровню сложности тестовые задания, состоящие из федеральных и региональных вопросов.
7 ноября в национальном музее имени А. В. Анохина состоялись публичные слушания по проекту закона «О защите и сохранении эпического наследия Республики Алтай». Студенты и преподаватели факультета алтаистики и тюркологии приняли активное участие в обсуждении данного проекта.
На итоговом заседании деятельность регионального отделения «Ассоциация учителей литературы и русского языка Республики Алтай» за 2017 год оценена положительно.
Ошлыкова Валентина Ивановна, председатель регионального отделения «Ассоциация учителей русского языка и литературы Республики Алтай»