Ассоциация учителей истории и обществознания, истории и культуры Горного Алтая (ИГА) Республики Алтай (далее Ассоциация) функционирует с 2012 года. В её состав входит 140 человек. Ассоциация проводит четыре заседания в год (1 – общее, одно выездное в районы, 2 рабочих с приглашением учителей с проблемными вопросами, мастер классами, обобщением опыта). В повестки заседаний включены семинары, круглые столы, открытые уроки, творческие выставки и конференции.
Мониторинг активности работы в 2020 г. членов Ассоциации показал огромную значимость существования данной организации. Большинство участвующих в опросе, сумели высказать важность разбора вопросов, касающиеся преподавания, особенно по Концепции ИКС и Концепции преподавания обществознания. Увеличен охват учителей обществознания, истории, использующих современные средства обучения, педагогические технологии, особенно в период пандемии и дистанционного обучения. Организован обмен опытом в рамках секционных заседаний на августовских совещаниях работников образования Республики Алтай. Правильно обдуманная и предложенная Ассоциацией повестка данных совещаний учителей истории, обществознания помогает провести их в активной, интересной форме. Для их проведения широко используется возможности портала «Российская электронная школа», издательств «Просвещение», «Дрофа. Вентана», привлекаются методисты данных издательств. Организована работа участия педагогов в проведении их вебинаров, семинаров. По проведенному мониторингу было указано участие более 82% учителей истории, обществознания.
Учителя истории, обществознания, ИГА, входящие в республиканскую Ассоциацию участвуют в создании открытой специализированной профессиональной социальной сети в рамках деятельности Российской Ассоциации учителей истории, права. Регистрируются на данном сайте, активизируют свои сайты, отправляют методические материалы, дистанционно обмениваются опытом.
В 2020 г. актуализирована работа стажировочных площадок в части продвижения лучших педагогических практик преподавания учебного предмета «Обществознание» и «История». Увеличен охват учителей истории, обществознания, использующих современные методики преподавания курсов, работающих в инновационном режиме, показывающих свои уроки, мастер-классы, видеосюжеты с уроков. Это учителя школ Чемальского, Турочакского, Майминского районов, г. Горно-Алтайска.
По итогам заседаний Ассоциации проводятся МО учителей истории, обществознания в муниципальных образованиях. На них выносятся трудные вопросы, предложения, которые рассматриваются на очередных заеданиях Ассоциации. Члены Ассоциации оказывают консультационную помощь руководителям муниципальных и школьных методических объединений по построению системы работы с учителями истории, обществознания, направленной на их профессиональное развитие. Увеличено количество представителей научных, образовательных, общественных организаций, привлекаемых к организации и проведению мероприятий образовательного характера в рамках деятельности Ассоциации. Это преподаватели Горно-Алтайского университета, института алтаистики, а по финансовой грамотности представители Министерства финансов РА, банков, пенсионного фонда и налоговой инспекции.
Члены Ассоциации участвовали в обсуждении требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание» и обновленных примерных основных программ основного общего и среднего общего образования для правильного осмысления и использования в своей работе. Методистами БУ ДПО РА для учителей истории, обществознания, написаны рекомендации по преподаванию обществознания в общеобразовательных школах РА. В рамках рекомендаций был предложен план реализации курса Основы финансовой грамотности в школах.
Ассоциация организует научно-исследовательскую, проектную деятельность учителей истории и обществознания по проблемам, посвященным вопросам модернизации содержания и методики преподавания учебных предметов «история» и «обществознание» и публикацию ее результатов во всероссийских сборниках и ИПК и ППРО РА, проводят конкурсы, семинары и вебинары. Члены Ассоциации привлекаются для проведения мастер-классов, трансляции опыта работы в рамках курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания, ИГА и курсов по подготовке экспертов по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ, являются членами предметных комиссий по истории и обществознанию, осуществляют методическое сопровождение конкурсов.
На заседаниях Ассоциации создаются условия для профессионального общения педагогов по вопросам нормативного, программно-методического содержания учебной деятельности в аспекте требований ФГОС среднего общего образования, развивается социально - ориентированная мотивация самосовершенствования и повышения качества профессиональной деятельности. Организованна работа института наставничества и поддержки молодых педагогов по профессиональной деятельности и социальным вопросам, содействие их правовой защищенности. У учителей истории, обществознания, ИГА есть возможность обсудить проблемы, которые возникают на работе, узнать, как работают учителя тех же предметов в других школах. То есть ключевая задача Ассоциации — расширять возможности общения в профессиональной среде решается положительно.
Главное ресурсное обеспечение для достижения качественного обучения детей – это создание педагогической системы каждого учителя. В рамках этого направления учителя истории, обществознания составляют индивидуальные карты профессионального развития, обозначают свои профдефициты, цели, планы, планирование на обучение, повышение квалификации. Провелся конкурс «Информационное портфолио учителя истории, обществознания» приняло участие 7 педагогов, конкурс «Индивидуальный план профессионального развития педагога» приняли участие 2 педагога. Отмечается к сожалению слабое участие учителей.
Проведена определенная деятельность общественного обсуждения в Республике Алтай новых учебно-методических комплектов (учебных пособий, учебников в печатном и электронном виде, а также электронных приложений к ним), других учебно-методических материалов в соответствии с целями и задачами учебных предметов «история» и «обществознание» издательств «ДРОФА», «Просвещение». Преподавание истории в РА ведется по линейной системе издательства «Дрофа», преподавание обществознания по издательству «Просвещение». Основная идея Концепции нового УМК – единая логика преподавания истории, понимание неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства в контексте неотъемлемой части мирового исторического процесса.
При реализации нового учебно-методического комплекса по истории России и переходом на линейную систему педагоги столкнулись с рядом трудностей:
- увеличение нагрузки, из-за подготовки к урокам по новым требованиям;
- осуществление самостоятельной корректировки подачи материала по всеобщей истории, в связи с хронологическим несоответствием курсов всеобщей истории и истории России (учебники по всемирной истории не синхронизированы с курсом отечественной истории);
- затруднения в адаптации имеющихся УМК к новым условиям их реализации;
- отсутствие в некоторых школах технического оборудования или слабый интернет не позволяет полностью реализовать все возможности предлагаемых УМК.
- большую проблему предоставляет изучение тем по культуре России. Учебный материал, ограничен по темам культуры, учителю приходится самому дополнительно находить информацию и иллюстрации для уроков. Отсутствие готовых альбомов по архитектуре, изобразительному искусству, монетам, орденам, плакатам, и маркам делает очень трудным подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Учитель много времени тратит на сбор дополнительной информации, вместо того чтобы дополнительно заниматься с учащимся.
- Актуальным остается вопрос в преподавании курса «История и культура Горного Алтая». Чтобы полно представить картину происходящих временных событий, нужно сопоставить события истории России с историей Республики Алтай. Но этого не происходит, потому что мы изучаем новейшую историю Республики Алтай в 9-м классе, а по истории России в 9 классе – XIX век. И опять все зависит от самого учителя, его творческой работы.
Задачи на 2021 г.
- Обеспечить информационное сопровождение мероприятий реализации Концепций по преподаванию обществознания, Концепции ИКС;
- Усилить работу учителей в рамках методики преподавания по вопросам подготовки к итоговой аттестации по истории, обществознанию (финансовая, читательская грамотность, задания по составлению плана, таблицы, карты, историческое сочинение, эссе по обществознанию);
- Развивать издательскую деятельность учителей истории, обществознания по популяризации современных достижений в области методики преподавания истории, обществознания, инновационных технологий;
- Увеличить количество представителей научных, образовательных, общественных организаций, ведомств, привлекаемых к организации и проведению мероприятий просветительского и образовательного характера для проведения семинаров для учителей обществознания и истории;
- Провести семинар «Интеграция образовательных программ по обществознанию с программами воспитания и социализации обучающихся»;
- Активизировать расширение участия учителей истории, обществознания, обучающихся в общественно значимых социальных, в том числе волонтерских проектах.