В 2023 году ещё 12 школ из 9 муниципалитетов региона стали участниками проекта «Школа Минпросвещения России». Участие в проекте направлено на выявление потенциала развития школы и разработка перспективного плана ее деятельности.

Отправной точкой реализации проекта в 2023 году стал установочный семинар для управленческих команд и педагогических коллективов школ, муниципальных кураторов, который проведен Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай 17 января в режиме видеоконференцсвязи.

В рамках проекта «Школа Минпросвещения России» Академия Минпросвещения России запустила цикл еженедельных интерактивных семинаров для школьных команд. Семинары будут проводиться каждую пятницу и станут новой площадкой для взаимодействия и обмена опытом между участниками проекта.

В рамках семинаров эксперты и опытные региональные команды, прошедшие обучение по программе, помогут школам в реализации проекта «Школа Минпросвещения России» на основе изучения и разбора практикоориентированных кейсов.

 

Задать вопросы экспертам семинара можно, пройдя по данному QR-коду 

Интерактивный семинар для школьных команд в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» прошел 12 августа 2022 года в 10:00 (МСК). Темой очередного семинара стало направление «Профориентация». https://rutube.ru/video/e45a46023865ff96f7b052fa4711a32b//. На семинаре будет представлен опыт Республики Алтай, г. Костромы и г. Перми. Об опыте организации курсов повышения квалификации «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования» расскажет проректор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай Наталья Тадышева. Об особенностях обучения по программе расскажут директор Школы № 44 г. Костромы Ирина Сироткина и директор Школы № 77 г. Перми Елена Иконникова. Экспертами семинара выступят Лилия Зиборова, заместитель управляющего директора Фонда гуманитарных проектов, и Кирилл Кузнецов, исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Интерактивный семинар для школьных команд в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» прошел 5 августа 2022 года в 11:00 (МСК). В ходе мероприятия эксперты и опытные региональные команды, прошедшие обучение, рассказали об опыте реализации проекта и примут участие в изучении и разборе практико-ориентированных кейсов. https://rutube.ru/video/private/eb6bdeaa14dc570b1a5a86da593ea4ab/?p=YOHgYRC7NKCCR2JXhrCvRAНа семинаре будет представлен опыт Краснодарского края и Тамбовской области. Об опыте организации курсов повышения квалификации «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования» расскажут Оксана Нехорошева, проректор Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области, и Людмила Терновая, проректор Института развития образования Краснодарского края. Об особенностях обучения по программе расскажет Елена Ашурбекова, заместитель директора по учебно-методической работе Школы № 19 г. Мичуринска Тамбовской области.

На семинаре 24 июня 2022 года https://rutube.ru/video/98a667c89369d12f4661ba3c9a397d99/ был представлен опыт школ Курской области, республик Карелия и Марий Эл. Об опыте деятельности управленческих команд на этапе подготовки школы к реализации проекта «Школа Минпросвещения России» расскажут директор Горшеченской средней общеобразовательной школы имени Н.И. Жиронкина Сергей Жемчужников, директор Специализированной школы искусств Республики Карелия Елена Тюрева и директор Сардаяльской основной общеобразовательной школы Полина Сорокина.

На семинаре 17 июня 2022 года https://rutube.ru/video/private/756a52de598e4abfc0a17f91b992344f/?p=3IkJmdARyB-Lgm4ddRuXzQ представлен опыт школ Ростовской области и Краснодарского края. Об опыте деятельности управленческих команд на этапе подготовки школы к реализации проекта «Школа Минпросвещения России» расскажут Светлана Тэйц, директор школы № 11 г. Новороссийска, и Ольга Бакурова, директор школы № 48 г. Шахты.

На первом семинаре 10 июня 2022 года https://rutube.ru/video/private/c7e1d8866ed3852c29246c0d5b88af73/?p=K2zLzO2vBSLMndLN3HcIMg был представлен опыт школ Нижегородской области и Ставропольского края. Об опыте деятельности управленческих команд на этапе подготовки школы к реализации проекта «Школа Минпросвещения России» расскажут Елена Гузова, директор школы № 11 города Сарова, и Наталия Осипьянц, директор школы № 11 города Кисловодска.

Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).

Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».

В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:

формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);

укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».

Миссия «Школы Минпросвещения России»: центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.

Задачи концепции проекта «Школа Минпросвещения России»:

  1. Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
  2. Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
  3. Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
  4. Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
  5. Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
  6. Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
  7. Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).

Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.

Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.

В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый директор – и начинающий руководитель, и опытный мэтр, – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».

При возникновении противоречий или препятствий в вопросах правового применения для решения задач предполагается внесение изменений в нормативно-правовые акты, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Соответствующие дефициты будут выявляться по мере проведения общественного обсуждения, а в дальнейшем – в ходе реализации проекта.