16 мая 2023 года состоялось заседание регионального отделения ассоциации учителей литературы и русского языка Республики Алтай в режиме видеоконференцсвязи по обсуждению вопросов: актуальные задачи преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения обновленного ФГОС ООО, СОО; результаты проведения итогового сочинения в 2022-2023 учебном году в Республике Алтай. На заседании приняли участие более 50 человек.
На заседании выступили члены АССУЛ РА по следующим темам:
- Результаты проведения итогового сочинения в 2022-2023 учебном году в Республике Алтай (Казанцева Ирина Михайловна, председатель экзаменационной комиссии ГИА).
- Актуальные задачи преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения обновленного ФГОС ООО, СОО (Любавина Ольга Викторовна, председатель АССУЛ РА).
- О работе Ассоциации (Любавина Ольга Викторовна, председатель АССУЛ РА).
Положительный опыт по подготовке обучающихся к итоговому сочинению представили 2 учителя русского языка и литературы:
- Формирование навыка работы с «вечными» темами, мотивами при подготовке к итоговому сочинению (Богряцова Наталья Викторовна, МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска»)
- Формирование метапредметных навыков. Написание тезисно-доказательной части итогового сочинения (Сухоплюева Наталья Евгеньевна, МБОУ «Майминская СОШ№2» Майминского района).
Все выступления вызвали интерес у участников АССУЛ РА.
В завершении заседания регионального отделения ассоциации учителей литературы и русского языка Республики Алтай было определено следующее решение:
АССУЛ РА совместно с БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»:
- провести региональный семинар для учителей русского языка и литературы, для обучающихся 10-11 классов по особенностям подготовки и написания итогового сочинения (изложения);
- провести региональный семинар для учителей русского языка и литературы по подходам к проверке итогового сочинения (изложения);
- при составлении плана работы на 2023-2024 учебный год опираться на план мероприятий Всероссийской АССУЛ (на сайте https://uchitel-slovesnik.ru);
- активизировать участие учителей русского языка и литературы в транслировании своего опыта (в конкурсах различного уровня, персональных выставках, в мастер-классах, на конференциях, в семинарах и т.д.);
- определить фамилии членов АССУЛ для награждения от Всероссийской АССУЛ, подготовить для отправки в АССУЛ пакет документов для награждения (Положение см. на сайте https://uchitel-slovesnik.ru в разделе «Об Ассоциации»).
Членам АССУЛ РА, руководителям МО учителей русского языка и литературы:
- рассмотреть на августовском совещании педагогических работников результаты проведения итогового сочинения в 2022-2023 учебном году;
- продолжить практику проведения пробных (тренировочных) работ по подготовке к написанию итогового сочинения (изложения);
- в рамках работы МО учителей русского языка и литературы спланировать целенаправленную работу по подготовке к написанию итогового сочинения, начиная с 5 класса, и подготовить презентации лучших практик.
На заседании определены основные направления и задачи деятельности АССУЛ РА в 2022 г.
Основные направления:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения обновленного ФГОС ООО (в 5-6 классах); ФГОС СОО, 10 класс;
- развитие профессиональной компетентности учителей-словесников в области использования интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов библиотеки ЦОК;
- повышение функциональной грамотности педагогов с целью формирования читательской компетентности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, использование РЭШ;
- включение в планы работы методических объединений и предметных кафедр учителей русского языка и литературы следующие темы: «Система обучения написанию сочинений разных жанров»; «Роль уроков развития речи в формировании навыка осмысленного чтения»; «Технологии формирования и развития универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»; «Правила цитирования и пересказа», «Критериальное оценивание» и другие;
- стимулировать интерес учителей-словесников к самообразовательной деятельности и творчеству через проведение конкурсных мероприятий.
Рекомендовано использовать для подготовки к итоговому сочинению следующие электронные ресурсы:
- Официальный сайт Федерального института педагогических измерений / URL: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie;
- Сочинение 11 РФ. Все о выпускном сочинении / URL: https://sochinenie11.ru/;
- Сайт «Могу писать» / URL: https://mogu-pisat.ru/sochinenie2023/;
- Сайт «Год литературы». Итоговое сочинение. В помощь школьнику / URL: https://godliteratury.ru/gl-projects/itogovoe_sochinenie;
- Сайт «Гильдия словесников». К экзамену / URL: https://slovesnik.org/kekzamenu/k-sochineniyu.html;
- Издательство «Легион». Вебинары А. Нарушевича / URL: https://www.legionr.ru/webinars/;
- Сайт «Рустьюторс». Итоговое сочинение / URL: https://rustutors.ru/itogovoe2020/.